Храм пророка Илии

В Святозерском приходе с давних времен существовало 2 церкви: Никольская и Ильинская. По сведениям 1861 г., «в Святозерском погосте были 2 деревянные небольшие церкви, шатровые, Никольская и Ильинская, с колокольнею; но оне не один раз горели, в последний раз 25 марта 1832 г. Были воздухи и поручи пожертвованы Петром I в проезд Его…» 

Церковь Святого Николая появилась на Святозере между 1496 и 1563 гг. В конце XVI – начале XVII в. она не раз страдала от шведских нашествий. Очередное здание церкви Святого Николая Чудотворца было построено в 1792 г. Она сгорела в 1832 г. и была заново отстроена в 1838 г. Подрядчиками были Петр Кононов Березкин, который через десяток лет возьмется строить сгоревшую Пряжинскую церковь, и Петр Васильевич Ермолин. В церкви было три престола: «в настоящей – холодной во имя Святителя Николая; в приделе теплом 1-й во имя Богоявления Господня, 2-й во имя Святого пророка Божия Илии».

 

 

В 1889 г. были перестроены приделы в честь Богоявления и во имя св. Илии, а в 1890 г. была построена новая церковь усердием и иждивением московского купца 2-й гильдии Александра Прохоровича Селивановского.

Святозерский приход был одним из самых населенных в Олонецкой губернии. У Святозерской церкви было несколько приписных церквей: пряжинские (в 1870-1880-е годы) и Каскеснаволоцкая.

Почти в половине деревень прихода находились часовни. Самой известной, наверное, была часовня Рождества Богородицы в Маньге, которая как образец северной архитектуры была упомянута в III томе «Полного географического описания нашего Отечества» П.П.Семенова-Тян-Шанского.  В часовне находились две древние иконы новгородского письма «Знамение» и «Никола», которые теперь хранятся в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.

С часовнями в самом Святозере было связано несколько легенд. Они были записаны в 1860-1880-е гг. местными этнографами: благочинным священником о.Петром Ильинским и учителем М.Георгиевским, а также иеромонахом Димитрием.

В основном предания рассказывают о маленьком острове, находящемся совсем недалеко от берега, на котором расположилось Святозеро. В XIX веке на нем среди густого многолетнего леса стояла древняя часовня, в которой находилась икона весьма древнего письма, посвященная соловецким угодникам Зосиме и Савватию и оставленная здесь одним из свирских архимандритов. Говорят, она была построена местными жителями в знак того, что Зосима Соловецкий проходил мимо Святозера на второй день Пасхи. Однако он не стал остановливаться в деревне, потому что крестьяне слишком буйно отмечали праздник. «Народное веселье, разгулъ смутили чистую душу святаго мужа и онъ не восхотѣлъ пріютиться на ночь въ чьей-либо хатѣ. Поэтому, пройдя деревню, онъ по водѣ, какъ по суху, перешелъ на островъ и тамъ обночевалъ»[1]. В память об этом событии святозерцы ежегодно совершали крестный ход на третий день после Пасхи и не смели трогать лес на святом острове.

Вторая икона в часовне появилась позже – в честь апостолов Петра и Павла. Она напоминала о посещении острова императором Петром I, который заинтересовался им и решил срубить там дерево. Однако вековая ель не поддавалась, а «Петръ до того утомился, что руки отказались служить и въ головѣ зашумѣло, такъ что Онъ принужденъ былъ оставить свое дѣло неконченнымъ и сказалъ: «Правда, что островъ этотъ святой и деревья на немъ святыя. Меня работа утомила до изнеможенія»[2]. Поэтому второе богослужение в часовне на острове проводится 29 июня, в день апостолов Петра и Павла. А российский император отслужил на острове молебен и обещал построить здесь каменную церковь. Но планам Петра I не суждено было сбыться: это был его последний приезд в Олонецкую губернию.

Среди всех часовен Святозерского прихода самой знаменитой, пожалуй, стала часовня Рождества Богородицы в деревне Маньга. Она была построена во второй половине XVIII в. на высоком холме, с которого на окрестности открывается удивительно красивый вид. Как образец северной архитектуры Маньгинская часовня была упомянута в III томе «Полного географического описания нашего Отечества» П.П.Семенова-Тян-Шанского, изданного Императорским Русским Географическим обществом в 1899-1914 гг. В часовне находились две древние иконы новгородского письма «Знамение» и «Никола», которые теперь хранятся в                                                                                                                      Государственном Русском Музее.

От Консистории Николаевская церковь находилась в 64 верстах. Ближайшими были Пряжинская (в 16 в.) и Салменижская (в 40 в.). Приписных в конце XIX в. были 2 пряжинские церкви, затем с 1903 г. – Каскеснаволоцкая.

В 1898 г. «Олонецкие епархиальные ведомости» так писали о святозерских прихожанах: «Жители Святозерского прихода, карелы, простые и добрые люди, многие из них русского языка не знают, малограмотные, и в отдаленных от церкви деревнях совсем безграмотны. Все они, издревле православные, и хотя по своему невежеству многие из них не понимают православно-христианских истин, но веруют они твердо и неизменно… Православные христиане, кореляки Святозера, весьма почитают духовенство. В важнейших случаях жизни они всегда обращаются за благословением к священнику, причем иногда кланяются в ноги и даже крестятся. Архиерея считают лицом весьма высоким и считают себя счастливыми, когда удается кому-либо из них видеть архиерея и подойти к нему под благословение»[3]

Первыми известными служителями Николаевской церкви (во второй половине XVIII в.) были священник о.Михей Феодоров и пономарь Григорий Герасимов.

Особой любовью прихожан и их доверием пользовался в 1850-1860 гг. батюшка Василий Воронов. Ревностным служением отличился пастырь о.Григорий Любославский (1898-1899 гг). Знаками священнического отличия (набедренником и скуфьей) были награждены о.Александр Баженов (1861-1867 гг) и о.Иоанн Ухотский (1870-1880-е гг). Их дети также пошли по стопам своих родителей избрали духовную стезю. Известно, что двое сыновей о.Иоанна Ухотского – Петр и Михаил – стали священниками и погибли за веру в годы репрессий.

В годы советской власти власти были уничтожены церкви и часовни Святозерского прихода: 20.07.1937 Николаевская церковь, 26.11.1939 часовни Варваринская в Маясельге и Сретенская в Коккойле. Часовню в д.Маньге местные жители не дали разрушить. По их воспоминаниям, когда из районного центра приехал трактор, маньгинцы встали около часовни, и трактористу пришлось уехать обратно. Также до наших дней сохранилась часовня Сошествия Святого Духа в Ахпойле. В Коккойле стоит часовня в честь Варвары Великомученицы.

Современная история Святозерского прихода начинается в 2002 г. Первоначально службы шли в выделенном помещении в здании Дома культуры. В 2011 году, более чем через полвека, жители села приняли решение о необходимости воссоздания храма в честь Пророка Илии на месте сгоревшей церкви.

Каркасный деревянный храм высотой 11 метра возводился по проекту, выполненному членом союза архитекторов Карелии Л.А. Беляевой, автором проекта строящегося в Петрозаводске храма во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанская и возрожденной церкви во имя прп. Серафима Саровского д. Машезеро.

Благодаря помощи коренного жителя с. Святозер, в ноябре 2013 года строительство храма продолжено. Возведен каркас церковного здания, производится монтаж кровли, следующим этапом станет обшивка стен. В богоугодном деле строительства храма участвовали местные жители.

12 февраля 2016 года в с. Святозеро Пряжинского района состоялось долгожданное событие — был установлен купол на храм пророка Божия Илии.

21 февраля 2016 г., накануне 500-летнего юбилея со дня преставления преподобного Геннадия Важеозерского, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил молебен в храме пророка Илии                                                                                                                                   п.Святозеро.

На престольный праздник храма в 2020 году была написана  икона Пророка Илии, а также на средства местных жителей и жертвователей приобретены колокола.

Настоятель храма — иерей Константин Кукушкин.

Богослужения совершаются чаще одного раза в месяц.

=>>> Священнослужители Святозерского прихода

[1] Георгиевский М. Этнографические заметки. Святозеро // Олонецкие губернские ведомости. 1888. № 17. С.154

[2] Ильинский П. Пребывание императора Петра I в Святозере // Олонецкие губернские ведомости. 1872. № 73. С. 843

[3] Цит. По ст. Детчуев Б.Ф. Православие в Карелии в XX в. в зеркале статистики// Православие в Карелии. Петрозаводск, 2000 г. – С. 208