Горячо любимый батюшка

Сейчас Русская Православная Церковь поднимает вопросы о восстановлении судеб новомучеников и исповедников Земли Российской – тех, кто в годы страшных репрессий пострадал за свои убеждения. О.Георгий Гумилев по праву относится к таким людям, потому что честно жил и погиб, защищая свое право остаться верным нравственным идеалам.

Сведений об о.Георгии Гумилеве очень мало, они рассредоточены в разных источниках. На данный момент общеизвестным является тот факт, что он был участником так называемого дела о.Евфимия Лапина, епископа Олонецкого и Петрозаводского, осужденного за контрреволюционную деятельность в 1922 г. Однако полностью судьба о.Георгия не описана, а в разрозненных сведениях о нем часто встречаются фактические неточности и хронологические несовпадения. Пришлось обратиться к документам Национального архива Республики Карелия, архива ФСБ, вести поиски в интернете,  искать потомков о.Георгия Гумилева, которые могли бы рассказать о нем.

Первый вопрос был связан с датой рождения о.Георгия Гумилева. В разных источниках указываются разные годы – от 1870 до 1874. В метрической книге за 1874 г. была найдена запись о том, что Георгий Иоаннович Гумилев родился 2 апреля в семье пряжинского псаломщика Иоанна Матвеевича Гумилева. Уже спустя 5 дней священником Тимофеем Велеславовым было совершено таинство крещения.

Семья Гумилевых была родом из Повенецкого уезда. Отец Георгия Гумилева Иоанн Матвеевич Гумилев (род. в 1841 г.)  исполнял должность пономаря в Выгозерской Преображенской церкви. Ему было 24 года, когда он был назначен в Пряжинский приход пономарем. И уже здесь в июле 1866 г. он был переименован в дьячка. Дарья Андриановна была на 8 лет старше своего мужа (род. в 1833 г.). В Пряже у них один за другим стали рождаться сыновья: в 1869 г. – Виктор, в 1872 г. – Владимир и, наконец, спустя 2 года – Георгий.

«Причетнический сын», как писалось в документах XIX века, Георгий решил продолжить семейные традиции и стать священнослужителем. В роду Гумилевых, кроме его отца, служил и его младший брат Филипп Матфеевич Гумилев (род. в 1848 г.), который также переехал в эти края и с 1892 г. служил пономарем в Сямозерском приходе. В будущем его сын Николай Филиппович Гумилев будет служить диаконом на вакансии в Паданском приходе Повенецкого уезда. Поэтому можно говорить о семейной династии Гумилевых в Пряжинском районе.

Все сыновья Иоанна Матвеевича обучались в церковно-приходской школе. Двое из них: Виктор и Георгий – пошли по стопам отца. Виктор был псаломщиком в Пяжинском Единоверческом приходе Повенецкого уезда, затем служил в Шелтозерско-Бережном приходе. Георгий стал священником. Он закончил Олонецкую духовную семинарию с аттестатом II разряда и сразу женился. От будущего священника требовалось перед вступлением в священнический сан уже быть женатым, чтобы не изменить своему главному делу – служению Богу. Это произошло в 1897 году. В жены выбрал себе Екатерину Михайловну Нименскую, также из священнической семьи.

Удалось найти выписку из метрической книги Кафедрального собора г.Петрозаводска об их венчании: «Окончивший курс в Олонецкой Духовной Семинарии, предназначенный к рукоположению во священника в Пряжинский приход Петрозаводского уезда Георгий Иванов Гумилев, православного вероисповедания, 1-м браком, 22 года и дочь умершего диакона Петрозаводской больничной Св. мученика Сергия и Вакха церкви Михаила Васильева Нименского девица Екатерина Михайловна, православного вероисповедания, 1-м браком, 18-ти лет. Поручители: по ж.- псаломщик Гимольского прихода, Повенецкого уезда Иван Матвеевич Гумилев и псаломщик Пяжитского Единоверческого прихода, Повенецкого уезда Виктор Иванович Гумилев; по н. — псаломщик Ялгубского прихода, Петрозаводского уезда Николай Михайлович Нименский и священник Петрозаводского Кафедрального собора Николай Иоанов Суперанский»[1].

В этом же году о.Георгий вернулся в родной Пряжинский приход. 6.06.1897 г. епископом Павлом он был рукоположен в священника к Пряжинской Покровской церкви. Через месяц (31 июля) утвержден в должности законоучителя в Пряжинском земском училище. Начальство дало ему в 1898 г. следующую характеристику: «Чтение, пение и катихизис знает очень хорошо, проповедей своего письма по назначению не говорил; поведения весьма хорошего»[2].

К сожалению, о.Георгий недолго прослужил в родном Пряжинском приходе. За эти годы он показал себя как добрый, деятельный, неравнодушный к народным нуждам пастырь, который живо откликался на все благие начинания местных жителей и Олонецкой епархии.

По инициативе Маньгинского крестьянского общества началось строительство Каскеснаволоцкой церкви – и отец Георгий, не жалея своих сил и слабого здоровья, часто ездит в Каскеснаволок по делам строительства, хотя село относится к соседнему Святозерскому приходу. Его очень любили и пряжинские, и святозерские крестьяне. Именно прихожане настояли на том, чтобы о.Георгия вначале включили в состав строительной комиссии, а затем наградили за его праведные труды. Пряжинскому священнику было оказано особое доверие: он с большой суммой денег был отправлен в Санкт-Петербург для приобретения всего необходимого в новую церковь, а когда в 1903 г.строительство было окончено, с радостью вместе с другими священниками освящал новый храм.

Благочинный Петр Громов в своем рапорте просил отметить труды о.Георгия: «Считаю долгом покорнейше донести Олонецкой Духовной Консистории, что в деле постройки церкви в селении Каскес наволоке Святозерского прихода вверенного мне благочиния из всех членов строительного Комитета ревностнее старался священник Пряжинского прихода о. Георгий Гумилев, который, не жалея своего слабаго здоровья, несмотря на неблизкое расстояние постройки от своего местожительства — 20 верст по плохой дороге, часто ездил к оной для осмотра, справок и указаний, и когда в чем требовалась нужда в доставке материалов и вещей разных, не замедлил представлять оные на место, расходуя в то же время вверенные ему суммы благоразумно и ведя отчетность своевременно»[3]. Епархиальное начальство выразило священнику Георгию Гумилеву благодарность с внесением таковой в послужной его список.

Но особой заботой священника было дело народного просвещения. Вообще можно сказать, что у Георгия Иоанновича была «педагогическая семья»: он сам был законоучителем в Пряжинском земском училище и успевал ездить за 10 верст в Киндасовскую школу грамоты. Жена Екатерина Михайловна закончила епархиальное женское училище и до замужества состояла учительницей при Виданской церковно-приходской школе.

Когда Министерство просвещения и Олонецкая епархия задумались о приобщении неграмотных крестьян к чтению, о.Георгий вместе с учителем Матвеем Дмитриевичем Митрашкиным с воодушевлением взялся за организацию народных чтений. Он, как и многие карельские священники, говорил со своими прихожанами на их родном языке.

Священник отвечал за I раздел, который назывался религиозно-нравственным. Во время каждой встречи с крестьянами он рассказывал им 2 истории – например: «Грехопадение первых людей», «Житие Преподобной Матери Нашей Марии Египетской»,  проводил беседы о сквернословии, грехе и на другие нравственные темы.

О.Георгий был интересным рассказчиком, и крестьяне с невероятным удовольствием слушали его. Вот как об этом писал М.Д.Митрашкин 12 декабря 1899 г.: «Читаемое было разъясняемо простым, понятным нашему жителю-карелу, языком. Все слушали с большим интересом и вниманием.  При беседе о Всемирном потопе все удивлялись долготерпению Божию, назначившему целых 120 лет на исправление грешников и ужасались грозному гневу Божию, когда назначенные лета для исправления миновали и чаша терпения Божия переполнилась, когда никто из грешников не исправился»[4].

Законоучитель был хорошим педагогом: он привлекал к своим беседам и детей. Вначале ученики среднего отделения рассказывали библейскую историю, а затем священник вел беседу с крестьянами. В комнату «набивалось» до 100 человек и даже больше. Мест не хватало, и крестьяне усаживались прямо на пол. А потом просили, чтобы организаторы побыстрее устроили следующие чтения.

В 1904 г. он уже находится в Ялгубском приходе, а потом в 1918 г. переезжает в Петрозаводск, но до 1920 г. также числится в Ялгубе. Георгий Иванович активно занимался и общественной деятельностью: в 1913-1918 гг занимал пост председателя Ялгубского общества потребителей, а с 1918 г. состоял председателем Продовольственной управы в Ялгубе.

На семейной фотографии Гумилевых рядом с родителями находятся четверо сыновей: Анатолий, Николай, Серафим и Михаил. Скорее всего, эта фотография относится к периоду перехода о.Георгия из Ялгубы в Петрозаводск (т.е.1915-1920-е гг). В Петрозаводске семья Гумилевых жила в доме Охотиной (№23) на ул.Большой Голиковской, сейчас это д.№12 на ул.Володарского.

С 1920 г. Георгий Гумилев находится в числе священнослужителей Александро-Невской церкви при свечном заводе. Начались самые трудные для церкви времена, и перед каждым священнослужителем встала проблема выбора: остаться верным свои убеждениям или забыть о своем духовном долге и согласиться с политикой атеизма, насаждаемой в стране. Пряжинский священник выбрал путь долга и чести. Он продолжал служить и нести свет нравственных идеалов своей пастве.

На его судьбу повлиял и раскол в церкви. Дело в том, что в 1920-е годы советская власть хотела подчинить своему влиянию огромное количество православных верующих. Для этого она создала советскую обновленческую церковь и принялась за уничтожение приверженцев «старой» веры. В Петрозаводске эти события выглядели так: 19 июля 1922 г. Олонецкий и Петрозаводский епископ Евфимий (Евгений Николаевич Лапин) был уволен с Петрозаводской кафедры «за контрреволюционную скверну»[5], а 1 августа 1922 г. собрание духовенства г.Петрозаводска осудило патриарха Тихона. Против арестованного в Москве патриарха началось судебное дело, и Секретариату ЦК было поручено «вести дело Тихона со всей строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном»[6].

На фоне этих событий становится понятным, почему в столице Карелии был организован крестный ход в защиту несправедливо осужденных патриарха и епископа. Как пишет С.Г.Петров, именно о.Георгий Гумилев становится организатором «демонстративного крестного хода «в защиту старой церкви»[7]. Георгий Иванович  был арестован в ночь с 4 на 5 августа 1922 г. Вместе с ним были заключены под стражу священник В.Т.Хазов и миряне братья Подкользины. Карельский Ревтрибунал отличался относительной «мягкостью», и через 2 месяца, к 5 годовщине Октябрьской Революции, всех осужденных вместе с епископом Евфимием отпустили, взяв подписку о невыезде.

Однако тут вмешались московские чекисты, и Наркомат юстиции приказал возобновить «дело Лапина». Накануне нового 1923 года вместе с другими о.Георгия Гумилева вновь арестовали. В Исправдоме его пытали, пытаясь добиться признания в контрреволюционной деятельности. Однако Георгий Иванович не согласился предать патриарха Тихона. В опубликованных протоколах допросов приводится ответ о.Георгия, полный человеческого достоинства. Вот он:

«- Ваш взгляд на то, заслуживает ли Патриарх Тихон от Советской власти
высшей меры наказания?

— Нет, определенно сказать не могу, т.к. я знаю его поступки только из
газетных сведений, коим нельзя верить…»[8]

О.Георгию Гумилеву не простили такой твердости убеждений. 5 февраля 1923 г. Карельский Облотдел ГПУ г.Петрозаводска направил в Москву, в 6-ое отделение ГПУ, сообщение с просьбой утвердить решение о высылке. Повторное заключение длилось ровно 3 месяца (30.12.1922-30.03.1923). Особая Комиссия ОГПУ по административным высылкам обвинила Г.И.Гумилева в «нелояльности к Советской власти, сопротивлении сдаче церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья» (хотя священнослужители выступали против изъятия только ценных предметов, используемых в богослужении) и выслала его вместе с другими «членами контрреволюционной группы» в Нарымский край под гласный надзор ГПУ.

Оттуда Г.И.Гумилев не вернулся. Он был полностью реабилитирован постановлением Прокуратуры Карельской АССР спустя 70 лет, 6.09.1990 г.[9]

Во всех запросах по поводу его пребывания в ссылке содержится только запись: «Дальнейшая судьба неизвестна». Все усилия по розыску потомков о.Георгия Гумилева остались бесплодными. Но из бесед с исследователями, встречавшимися два десятка лет с ними, и из сопоставления фактов, расположенных на различных интернет-сайтах, в том числе и тобольских, удалось выяснить кое-что о дальнейшей судьбе Георгия Ивановича и его семьи.

И епископ Евфимий, и высланный чуть позже по той же причине (сопротивление изъятию церковных ценностей) петрозаводский священник Громов к 1926 г. отбыли трехлетний срок наказания и вернулись к активной деятельности. Можем предположить, что и о.Георгий Гумилев также был освобожден.

Его внучка Ида Анатольевна Смирнова рассказывала, что когда ей было 3-4 года, она ездила «к дедушке и бабушке в ссылку» (т.е. в период 1925-1930-х гг). Поскольку было указано и место: г.Орск (Оренбургская обл., впоследствии Киргизская СССР), то, скорее всего, именно там после ссылки поселился Георгий Иванович, а Екатерина Михайловна приехала туда к мужу. Когда умер о.Георгий, сказать трудно. А вот Е.М.Гумилева скончалась во время Великой Отечественной войны.

Что касается их детей, то их судьба сложилась следующим образом. Старший сын Анатолий Георгиевич Гумилев (01.05.1901-01.11.1971) закончил в 1915 г. Петрозаводское духовное училище, однако революция по-другому распорядилась его жизненным выбором. Он закончил биологическое отделение ЛГПИ (1936 г.) и перед войной (1937-1938) работал во Дворце пионеров, вместе с женой Александрой Федоровной Гумилевой.

Во время войны был эвакуирован в Коми АССР, где в 1942 г. был призван Сыктывкарским РВК. Служил сержантом в 1840 истребительно-противотанковом артиллерийском полку 28 отдельной истребительно-противотанковой бригаде 1 Украинского фронта. Был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги».

После войны руководил юннатско-краеведческими кружками, с 2.03.1946 занимал должность директора Дворца пионеров.  Являлся заместителем директора по учебной части Института усовершенствования учителей. Работал в должности старшего преподавателя кафедры зоологии, зам. директора по научной и учебной работе Карело-Финского государственного педагогического института (1946–1947).

Младший сын Гумилевых Михаил Георгиевич (род. 16.11.1909) в 1933 г. женился на Елене Аркадьевне Сазоновой. В их семье родилось двое детей: Эдуард (1934 г.рожд.) и Алевтина (1937-1985). Эдуард погиб ребенком еще до войны: катаясь на санках под мостом, увидел в проруби маленькую девочку и бросился ее спасать, но сам не смог выбраться. О других сыновьях практически ничего не известно. Николай Георгиевич Гумилев обзавелся семьей, у него много потомков: дочка, две внучки, 3 правнуков и 1 праправнук.

А его отец, Георгий Иванович Гумилев, который начал свою службу в скромной Покровской церкви в небольшой селе Пряжа, стал человеком, поступки и нравственные качества которого восхищают, а судьба является образцом выполнения человеческого, христианского и гражданского долга.

[1] НА РК, ф.25, оп. 22, д. 459. – Л. 105

[2] НА РК, ф. 25, оп.1, д.28/1. – Л. 38

[3] Фонд 25, опись 5, ед. хран. 8/254, Л. 82

[4] НА РК. Ф. 78. Оп.1. Д. 48/45. Л.44-45

[5] Петров С.Г. Сопротивление обновленчеству в Карелии: протесты православных верующих Петрозаводска (1922-1923)// Гуманитарные науки в Сибири. – 2011. — №4. – С.52

[6] Сафонов Д.  Святитель Тихон и Русская Православная Церковь за границей в 1922-1925 гг. Неизвестные страницы истории. Часть 2 https:/ru.wikipedia.org/wiki/ Тихон_(патриарх_Московский)

[7] Петров С.Г. Сопротивление обновленчеству в Карелии: протесты православных верующих Петрозаводска (1922-1923)// Гуманитарные науки в Сибири. – 2011. — №4. – С.52

[8] Гумилев Георгий Иванович http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu1sumceuKW66CZfi0Xe8YUW88UfOuWeCQ*

[9] Архив УФСБ РФ по Республике Карелия. Д.П-10444