Пряжинская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1762 году — на высоком месте рядом с трактом, ведущим в Петрозаводск, рядом с Пряжинским озером. Вначале она была однокомплектной, не отапливалась (была холодная).  Ближайшая к ней церковь находилась в с.Святозеро.

В августе 1819 года скромную сельскую церковь ожидало большое событие, связанное с посещением Олонецкой губернии самого императора Всероссийского Александра I. Почтовый тракт из Петрозаводска в Санкт-Петербург проходил через село Пряжа. На половине пути (там находится д.Половина) самодержец получил долгожданную весть от своего младшего брата Николая о рождении его дочери. Ближайший храм, где можно было помолиться за здравие новорожденной племянницы, был в Пряже. Так 8 августа 1919 г. Александр I посетил маленькую Покровскую церковь.

 

Страницы архивных документов, посвященные этому событию, как будто выцвели от времени: «Прошлаго 1819-го года Августа 8-го дня Блаженныя памяти Все Милостивейший Государь Император Александр Павлович изволил проезжать через наш погост и изволил посетить наш храм, где по счастливому Случаю для нашего храма и погоста получено было Им на половине станции известие о разрешении от бремени Благоверной Государыни Великой Княгини Александры Феодоровны рождением Благоверной Государыни Марии Николаевны и по сему Случаю отправлено было первое Молебствие в нашем храме». 

Спустя четверть века императором был уже Николай I, о рождении дочери которого в числе самых первых молились священнослужители Пряжинского храма Олонецкой губернии. Церковь обветшала, ей нужен был ремонт. В  ночь на 2 марта 1845 года от искры, вырвавшейся из печки и попавшей в потолок, церковь сгорела.

Причт Пряжинского погоста (священник о.Феодор Васильев, дьячок Адриан Григорьевич Лесков и пономарь Аврам Стефанович Вешкельский) написали в Олонецкую епархию рапорт с просьбой о строительстве нового храма: «Прибегаем к Вашему Высокопреосвященству на Всемилостивейшее Благорассмотрение и под Милостивое покровительство Вашего Высокопреосвященства. Всепокорнейше просим, как дети Своего Архипастыря, войти в наше бедное положение и исходатайствовать сумму из щедрот Всемилостивейшего Монарха. Ваше Высокопреосвященство, окажите благодеяние целому приходу церкви Покрова Божия Матери. Не отрыните просьбы, а за то Господь Бог наградит Вас свыше».

Спустя 2 недели в ответ пришла резолюция Высокопреосвященства: «Святейшему Синоду о сгорании Пряжинской Церкви отрепортовано, а священнику Васильеву поставлено в особенную обязанность, чтоб изыскал способы к построению вместо сгоревшей новой Церкви, и об успехах в том репортовал бы ежетретно».

31 мая 1847 года Олонецкая Губернская Строительная комиссия утвердила чертеж местоположения и внешний вид будущей церкви, смету и план строительства.  Как было указано в готовой смете, «предполагается выстроить деревянную на каменном фундаменте Церковь Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы на 340 человек прихожан».

Для строительства новой церкви нужно было почти 2000 рублей – сумма по тем временам и по бедности прихожан немалая. Собирали всем миром: жертвовали деньги крестьяне, священноцерковнослужители. Тысячу рублей дал купец 1 гильдии Марк Пименов. Это один из крупнейших предпринимателей России, которого наградил сам Николай I за реконструкцию Аничкова моста в Санкт-Петербурге и строительство фортификационного комплекса в Кронштадте.

28.11.1847 г. было начато строительство, руководили которым мастера: господский крестьянин Стефан Архипов из деревни Баришево Даниловского уезда Ярославской губернии, сямозерский крестьянин Яков Малафеев со своим товарищем Артемием Андреевым Шмуриным из деревни Лепянеми Шуезерского погоста Сердобольского уезда Витебской Губернии Великого Княжества Финляндского.

Из Петрозаводского Петропавловского Кафедрального собора  в новый храм прислали иконы: Нерукотворного образа, Тихвинской и Смоленской Богоматери, Воскресения Христова, Святителя Николая, Святых Апостолов Филиппа, Луки и Марка, Андрея Первозванного, Страшного Суда. Появились книги: Следовательная Псалтирь, Апостол, Осмогласник ветхий, Служебник, Ирмолог, Беседы Василия Великого, Большой требник и Книга о должности христианина. Поступила от разных благотворителей и одежда для церковнослужителей.

В конце лета 1851 года в Пряжинском приходе — долгожданный праздник, о котором с волнением в Олонецкую Духовную Консисторию сообщает член Консистории, протоиерей Кафедрального Собора о.Феодор Рождественский: «Новоустроенная деревянная в честь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь в Пряжинском погосте Петрозаводского уезда 31 числа того же Августа мною с окрестным Духовенством по чину освящена и Богослужение в ней открыто к общему утешению причта и прихожан Пряжинских, шесть лет остававшихся без Святой Церкви».

Однако новая церковь имела недостаток: в ней не было печей. Во время богослужений причт и прихожане страдали от холода. Торгующий крестьянин Иван Ульянов Зайцев решил помочь, но принял решение не перестраивать здание, а возвести новый храм. И в 1873 г. в Пряже появилась вторая церковь – в честь Рождества Христова, которая была возведена рядом с Покровской. Была она однопрестольной, деревянной, теплой, без колокольни.

Вот какими увидел пряжинские церкви автор статьи, появившейся в «Олонецких губернских ведомостях» в последний год уходящего XIX в.: «Имѣется въ селѣ 2 церкви, почтовое отдѣленіе и земское училище… Приходъ Пряжинскій cамъ по себѣ очень малочисленъ и, въ довершеніе всего, очень бѣдный… Бѣдностью прихода объясняется и то, что наши храмы не отличаются особеннымъ благолѣпіемъ. Здѣшніе колокола не гудятъ могучимъ, ровнымъ, замирающимъ вдали горъ звукомъ, а какъ-то тоскливо перекликаются. Самый большой колоколъ Пряжинской колокольни 21/2 пуда. Поэтому немудрено, что благовѣстъ къ службамъ не слышенъ даже за ½ версты. Въ настоящее время мѣстный священникъ, о. Георгій Гумилевъ озабоченъ мыслью о пріобрѣтеніи новаго колокола для церкви, по крайней мѣрѣ пудовъ въ 30».

Советская власть начала активные действия по массовому уничтожению церквей в начале 1930-х гг. Общество безбожников, в котором состояло не менее 25 человек, выступило с инициативой передать церковь под клуб, а часовню в Павловой Пряже – под пожарный сарай, а колокола отправить в фонд индустриализации. Это решение утвердили вышестоящие инстанции: 21.01.1930 г. — президиум Святозерского РИКа, 9.02.1930 г. – Президиум Центрального Исполнительного Комитета Советов АКССР. Вторая церковь в с.Пряжа была закрыта 8.09.1935 г.

Православие начало возрождаться в Пряже в 1992 году, когда здесь был восстановлен православный приход. Через десять лет Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил чин освящения Покровского храма, возведенного с помощью местных благотворителей, а также жертвователей из Петрозаводска и Финляндии.

Новая деревянная однопрестольная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, имеющая в плане форму равностороннего креста, с пятигранным алтарем и звонницей над притвором окончена строительством в 2001 и освящена 14 октября 2001 в день престольного праздника Покрова.

3 февраля 2015 года по благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила благочинный Центрального округа протоиерей Иоанн Тереняк совершил Чин освящения креста, затем купол и выполненный в византийском стиле крест были установлены на кровле храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Пряжа. Вес конструкции превышает 300 кг, высота – 4,5 м. Всего установлено пять куполов с крестами, выполненными из стали, покрытой нитритом титана «под золото». Замена старых обветшавших куполов и крестов на новые стала возможна благодаря помощи Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги и лично А.А. Маракова, а также благотворителей из Москвы.

Ныне при храме действуют библиотека и Воскресная школа, проводятся пасхальные праздники и конкурсы, фестивали православной культуры «Покровские чтения» и духовной музыки «Благовест».

=>>> История Покровского Храма